Сегодня, порожденные ничем неограниченной свободой, ангажированные СМИ, активно подвергают осмеянию веками существующий в России порядок содержания храма за счет пожертвований его прихожан, объявляя этот порядок чем-то совершенно незаконным.
В настоящее время, как и тысячу лет назад, Церковь содержится на пожертвования своих прихожан и не имеет более никаких источников дохода.
Основанием для содержания Церкви за счет приношений прихожан является повеление Самого Господа, записанное в Библии. Причем пожертвования и приношения в храм Бог вменяет человеку как Себе приношения: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.» (Исх. 25, 1) « и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу». (Исх. 35, 29)
Сам Господь велит народу Своему заботиться о храме. «И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение». (4, Царств 12 , 4-5)
«Не являйся пред лице Господа с пустыми руками, ибо все это — по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его — пред Всевышним. Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих. При всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину. Давай Всевышнему по даянию Его, и с веселым оком — по мере приобретения рукою твоею, ибо Господь есть Воздаятель, и воздаст тебе всемеро. Не уменьшай даров, ибо Он не примет их…» (Сир. 35. 4-11)
О том, что священнослужители содержатся за счет приношений в храм и о подаянии милостыни нищим говорят нам такие строки из Библии: «Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых. И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно». (Сир. 7 гл.)
«И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение». (Иезек. 44, 30). Так Господь обещает благословение тем, кто заботится о Его служителях.
О том, что постановление это Богом навсегда установленно говорит этот стих из Библии: «Никакого [нового] хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это — вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших». (Лев.23:14)
Смысл заповеди Божьей о десятине (подаянии десятой части дохода на храм) состоит в том, чтобы человек признал, что все, что он имеет, дано ему Богом и в благодарность за это он жертвует на Божий храм часть из того, что дал ему Господь.
То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб, — это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. (Святитель Афанасий Сахаров)
Труд в храме и на благо храма является делом весьма богоугодным и приносящим трудящемуся благословение Божье. Большое счастье и честь подметать там даже пол. Ответственность за содержание храма лежит на каждом его прихожанине и на тех, кто крещен и проживает в данной местности.
Церковь – это небо на земле, поэтому в ней все должно быть благоукрашено. Настоящий христианин никогда не пожалеет средств на ее украшение. И, слава Богу, что большинство людей это понимают, поддерживая храм, кто как может, кто трудом своим, убирая храм и ухаживая за растениями на его территории, кто лептой посильной.
Церковь направляет собранные верующими средства на следующие нужды: оплата за пользование газом и электричеством, расходы на текущий ремонт, покупка утвари, облачения для храма и священнослужителей, благоукрашение храма изнутри, на оплату священнослужителям, свечницам, уборщицам и хору, содержание и ремонт воскресной школы и бесплатное обучение в воскресной школе всех желающих детей, содержание военно-патриотических клубов и других объединений, где имеются таковые, на организацию поездок и праздников для детей, посещающих воскресную школу, на благотворительность многодетным и малоимущим, на отчисления в Епархию для организацию работы служб и отделов по благотворительности, социальному и тюремному служению, книгоиздательской и просветительской деятельности и оплату труда работников этих служб, содержание Духовной семинарии, где на полном бесплатном пансионе живут, питаются и обучаются семинаристы.
«Человек, привыкший только брать, и ничего никому не отдавать, ссылаясь на свою бедность, становится похожим на всепоглощающую бездну и черную дыру. Если он не научится творить милостыню, то так и проживет в нищете свою жизнь. Кто щедрит и дает, тот и получает от Бога блага и в этой жизни и в будущей. «Праведник щедрит и дает, а скупой гниет и его забывают люди» — об этом говорит нам Библия» — это слова из проповеди мученика за веру священника Даниила Сысоева.
В наше время погони за материальными благами, человек совершенно забывает о душе, в храм порою приходит только повенчаться, окрестить ребенка, да родителей отпеть. Этот человек не должен быть лишен возможности пожертвовать хоть несколько раз в своей жизни что-то на храм, если он, конечно, не нищий и не инвалид. Это необходимо, прежде всего, его душе.
Жертвовать на храм – значит доверять Богу и подражать Ему в щедрости. «…Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит». (Прит.22:8)
Причем милостыня, отданная на благоукрашения храма более ценна в очах Божьих, чем милостыня малоимущим. Из жития святого Преподобного Ераста мы знаем, что он все свое богатое имение истратил на благоукрашение церквей, но потом стал неверно рассуждать, что лучше бы он потратил деньги на нищих, впал в уныние, по действу дьявольскому, и стал жить нерадиво.
Когда он заболел, то явилась ему Божья Матерь и сказала: «Еразм! Как ты украсил Мою церковь и обогатил ее иконами, так и Я тебя украшу и возвеличу в царствии Сына Моего. Нищие везде с вами, церковь же Моя не везде у вас. Встань, покайся, восприими великий ангельский образ; а на третий день Я возьму тебя, после твоего покаяния, к Себе за то, что ты так возлюбил благолепие дома Моего».
Святые сами заботились о храмах и учили людей не жалеть жертвовать денег на храмы Божьи — на распространение веры Христовой среди людей. Святой Серафим Саровский сказал: «Весьма хорошо украшать храмы то Господни!»

